Ферапонтов монастырь

Архитектурно-исторический комплекс Ферапонтова Белозерского Богородице-Рождественского монастыря расположился на возвышенности между Бородаевским и Паским озерами. Каменный монастырь федерального значения находится по соседству с еще одной святыней Кирилловского района — Кирилло-Белозерским монастырем, расстояние до которого составляет всего 15 километров.




Ферапонтов монастырь
Ансамбль монастыря в селе Ферапонтово

Мимо обители протекает небольшая речушка Паска, соединяющая озера между собой. На противоположном её берегу расположилось село Ферапонтово, со стороны которого открывается наилучший вид на монастырь.

Река Паска
Река Паска
Фото: С. Сорокин

Основал монастырь преподобный Ферапонт Белозерский — он был иноком Симонова монастыря в Москве и происходил из знатного рода бояр Поскочиных. В эти края он прибыл с Кириллом Белозерским, но решил не оставаться с ним у Сиверского озера, а основал в 1397 году свою обитель.

Значение Ферапонтова монастыря в общественной и политической жизни Великого княжества Московского тесно связано с участием в основных событиях периода становления русской государственности. Его расцвет приходится на XV—XVI в. в., когда при игумене Мартиниане обитель приобрела наибольшую известность в качестве центра духовной жизни и богатейшего вотчинника Белозерья.




Дорога в монастырь
Дорога в монастырь через реку Паску
Фото: К. Новиков

Ферапонтов монастырь являлся местом поклонения царственных особ и получателем значительных вкладов от феодальной знати. Из его стен вышли видные деятели русской церкви, что не помешало ему стать и местом ссылки крупных духовников – патриарха Никона, митрополита Спиридона-Саввы.

Монастырь в Ферапонтово
Монастырь на берегу озера
Фото: В. Толмачев

На протяжении 400 лет монастырь являлся мужским, но в 1798 году он был отнесен к приходу Ферапонтовской волости. А с 1904 года он стал женской обителью, сохранив этот статус до 1924 года. В 1935 году вошел составной частью в Кирилловский краеведческий музей. С 1974 года монастырь является Ферапонтовским филиалом Кирилло-Белозерского музея-заповедника и музеем фресок Дионисия — выдающегося художника-иконописца московской иконописной школы XV-XVI в. в.

Вид сверху
Вид на Ферапонтов монастырь сверху



Комплекс сооружений монастыря уверенно возвышается над окружающими окрестностями, несмотря на свои камерные размеры и изящный стиль. Он сохранил уникальную красоту и согласованность архитектурных деталей, декора и интерьеров разных эпох, соединенных воедино.

Святые ворота с шатровой надвратной Церковью Богоявления Господня и Ферапонта
Святые ворота с шатровой надвратной Церковью Богоявления Господня и Ферапонта

Это единственный подобный комплекс типичных для русского Севера строений, который хорошо сохранился с начала XVI в. и гармонично вписался в ландшафт. Полученный статус памятника истории и культуры России подкрепляется его мировой значимостью. Монастырь является единственным памятником на Вологодчине, включенным в перечень объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы
Собор Рождества Пресвятой Богородицы
Фото: И. Мишурко

Архитектурный комплекс обители объединяет следующие сооружения:

  • невысокую ограду, частично сохранившуюся до нашего времени, с 2 угловыми башенками и 3 воротами;
  • въездные Святые ворота с шатровой надвратной Церковью Богоявления Господня и Ферапонта, которая служила духовным пристанищем опального патриарха Никона;
  • первый каменный храм Белозерья — одноглавый (первоначально двуглавый) Собор Рождества Пресвятой Богородицы, соединяющийся галереями с колокольней, в которой сохранился древний часовой механизм;
  • трёхъярусную колокольню с 17 колоколами и казенную палату XVI в., в которой хранились монастырские документы;
  • церковь Благовещения Пресвятой Богородицы со звонницей, трапезной и казенной палатой, в которой когда-то находились книгописная мастерская, хранилище книг и казны;
  • шатровую церковь преподобного Мартиниана, в которой сохранились мощи настоятеля с его полотняной ризой, игуменским местом, установленной над могилой деревянной позолоченной ракой с описанием жития.
Фрески Дионисия
Фрески Дионисия

Особой художественной ценностью обладают уникальные иконостас и фрески на стенах собора Рождества Богородицы, которые принадлежат кисти прославленного русского иконописца Дионисия и его сыновей. Стенопись из 300 сюжетов площадью 600 квадратных метров была создана за 34 дня и занимала почти все внутренние и частично внешние поверхности храма.

Ферапонтовские фрески прекрасно сохранились до нашего времени. Они считаются вершиной творчества мастера, являясь его единственным документальным подтверждением.

Ферапонтов монастырь расположен в 120 километрах к северо-западу от Вологды и в 20 километрах к северо-востоку от Кириллова. Выше вы видите карту, на которой указано расположение монастыря.


Пока никто не оставил комментарий, сделайте это первым!

Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.