Кишемский канал
Кишемский канал является составной частью Северо-Двинской водной системы. До революции эта водная система носила имя герцога Александра Вюртембергского. Кишемский канал проходит по территории национального парка «Русский север». При общей протяженности Северо-Двинского канала в 127 км. Кишемский канал занимает лишь малую долю — его длина составляет всего 2,65 км.
История сооружения Кишемского канала
История Кишемского канала берет свое начало в X-XI веках — тогда на этом месте располагался Славянский волок, который проходил между Никольским и Благовещенским озерами. В 1825 году для соединения Кишемского озера с рекой Итклой началось сооружение канала, путь которого лежал через топкое торфяное болото.
Уже в 1827 году, спустя два года после начала строительства, Кишемский канал был сдан в эксплуатацию, а на следующий год (1828) было открыто судоходство и канал принял первые суда. Позднее был включен в работу дюкер (напорный участок трубопровода, прокладываемый под руслом канала), предназначенный для спуска ливневых и весенних разливных вод.
«Кишемский канал — памятник гидротехнического искусства XIX века, объект Северо-Двинской системы»
Проезжая по автодороге Вологда – Медвежьегорск Вологодский области на пути встречается мост через Кишемский канал и сразу перед ним — надпись, информирующая о значимости канала:
Шлюз №4
Шлюз №4 — это не только гидротехническое сооружение, но и населенный пункт Вологодской области и по последней переписи населения, проведенной в 2002 году, в этой деревне проживало 11 человек. Но прославилось это место конечно не местным населением, а уникальным сооружением — шлюз №4 является поистине уникальным памятником инженерной мысли.
К 1957 году сооружения Кишемского канала были сильно изношены и требовали серьезного вмешательства, была проведена реконструкция, в процессе которой деревянные конструкции гидроузла были заменены на бетонные. Четвертый шлюз был сооружен в 1916 году и сохранился до наших дней в первозданном виде и даже проведенная реконструкция водной системы его не затронула. В 1962 году для укрепления болотистых неустойчивых берегов Кишемского канала было высажено 564 березы.
Сооруженный Управлением работ по переустройству Виртембергской системы в 1916 году шлюз №4 оставлен как памятник гидро-инженерного искусства.
Технические параметры шлюза:
- длина: 164 метра
- ширина: 12,75 метра
- глубина: 3 метра
- конструкция: однокамерная, с промежуточной головой в деривационном канале
- назначение: пропуск плотов и судов
Кишемский канал в наши дни
После постройки железной дороги до Архангелька и сооружения Беломор-балтийского канала значение Северо-Двинского, в том числе и Кишемского канала снизилось. В настоящее время он используется в основном для обслуживания местной линии Вологда-Кириллов.
А четвертый шлюз, несмотря на его статус памятника гидротехнического искусства, до сих пор функционирует и выполняет свое главное предназначение — пропускает плоты и судна, помогая преодолеть трехметровый перепад между уровнями Кишемского канала и реки Итклы. Зимой судоходство останавливается.
Из-за низкого уровня судоходства шлюз в сутки пропускает порядка четырех-пяти судов в сутки, что примерно в 7-8 раз меньше, по сравнению с началом 90-х годов, когда шлюз мог пропускать до 40 судов в сутки.
В 2009 году была выполнена реконструкция Татарова моста через Кишемский канал, конструкции были отремонтированы, обновлены силами одной из крупнейших мостостроительных организаций в Вологодской области — ООО «Строймост».
Пока никто не оставил комментарий, сделайте это первым!