Решение проблем граждан, проживающих на территории парка
В ходе проведения прямой линии с губернатором в декабре 2017 года Кувшинников Олег Александрович обещал разобраться в ситуации и заверил, что правительство Вологодской области работает над решением острых проблем населения, проживающего на территории национального парка «Русский Север».
Спустя год мы решили узнать подробности и спросили как реализуется программа по поддержке местного населения. Свои вопросы мы направили в онлайн-приемную губернатора. И вот получили ответ, подготовленный Департаментом имущественных отношений Вологодской области:
Департаментом имущественных отношений области (далее — Департамент) в соответствии с компетенцией рассмотрено Ваше обращение, поступившее в Правительство области, по вопросам решения проблем граждан, проживающих на территории национального парка «Русский Север», связанных с ограничениями, установленными Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее — Федеральный закон №33-ФЗ) в отношении данной территории, а также выдаче разрешений на строительство Министерством экологии и природных ресурсов Российской Федерации (далее — Минприроды России). По результатам рассмотрения Департамент сообщает следующее.
Вопросы, связанные с хозяйственным оборотом земельных участков, расположенных в границах национального парка «Русский Север», находятся на постоянном контроле у Правительства области и лично у Губернатора области О.А. Кувшинникова.
Разрешение ситуации, сложившейся с земельными участками, ранее включенными в состав национального парка «Русский Север», в том числе вопроса об изменении границ национального парка «Русский Север» за счёт исключения территорий населённых пунктов, требуется на законодательном уровне.
Правительство области принимало непосредственное участие в разработке и принятии Федерального закона от 28 декабря 2013 года №406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который предусмотрел отмену исключительного права национальных парков на приобретение земельных участков в границах парков, что в свою очередь, позволило вовлечь в гражданский оборот объекты недвижимого имущества, расположенные на территории Кирилловского муниципального района.
Вместе с тем, были отклонены проекты федеральных законов, предусматривающие возможность изменения границ особо охраняемых природных территорий.
Губернатором области и Правительством области проводятся рабочие встречи с представителями Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации об оказании содействия на федеральном уровне в решении вопроса об исключении земель населенных пунктов из состава национального парка «Русский Север» и подготовке соответствующих законопроектов.
Согласно информации, содержащейся в письме от 22 августа 2018 года за подписью заместителя Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.Н. Ястребова, направленном в адрес губернатора области О.А. Кувшинникова, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, принимая во внимание необходимость социально-экономического развития населённых пунктов, находящихся в границах национального парка «Русский Север», в настоящее время прорабатывает вопрос о подготовке проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон №33-ФЗ, предусматривающих определение порядка изменения границ особо охраняемых природных территорий.
По вопросу выдачи разрешений на строительство на территории национального парка «Русский Север» необходимо отметить, что строительство и реконструкция объектов капитального строительства на территории национального парка «Русский Север» допускается только по разрешениям, выданным Минприроды России (подпункт 6 пункта 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ)).
Приказом Минприроды России от 25 октября 2012 года №345 утверждено Положение о национальном парке «Русский Север» (далее — Положение). Пунктом 10.5 Положения предусмотрена возможность строительства хозяйственных и жилых объектов для обеспечения жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка, в зоне хозяйственного назначения национального парка «Русский Север», предназначенной для осуществления деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Русский Север» и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка.
В соответствии с пунктом 14 статьи 51 ГрК РФ отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
Таким образом, в случае получения отказа Минприроды России в выдаче разрешения на строительство хозяйственных объектов на земельном участке, расположенном в зоне хозяйственного назначения национального парка «Русский Север», предназначенной для осуществления деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Русский Север» и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка, гражданин вправе оспорить данный отказ в судебном порядке.
Департамент обращает Ваше внимание, что Федеральным законом от 3 августа 2018 года №340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее — Федеральный закон №340-ФЗ) ГрК РФ дополнен новыми понятиями и статьями.
Введено понятие объекта индивидуального жилищного строительства — отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости (пункт 39 статьи 1 ГрК РФ).
В соответствии с пунктом 1.1 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства (в редакции Федерального закона №340-ФЗ).
Федеральным законом №340-ФЗ ГрК дополнен статьёй 51 — уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 ГрК РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подаёт на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Объём сведений, содержащихся в данном уведомлении, а также дальнейшие действия уполномоченного органа на выдачу разрешений на строительство и застройщика также изложены в статье 51 ГрК РФ.
Письмо с ответом подписано начальником управления земельных ресурсов, заместителем начальника Департамента Роговой С.А. Мы же, в свою очередь, и дальше будем следить за развитием событий.
РГ уже писала о том, что об этих проблемах недавно шла речь и на парламентских слушаниях О мерах по обеспечению прав граждан, проживающих в населенных пунктах, расположенных в границах национальных парков в Совете Федерации ( На Русском Севере , N 278). Представители не только Вологодской области, но и других субъектов Российской Федерации в очередной раз заявили о проблемах территорий национальных парков и необходимости внесения изменений в законодательство.