Севeро-Двинская водная системa
По территории национального природного парка «Русский Север» пролегает наиболее примечательная часть знаменитой Северо-Двинской водной системы, пересекая междуречье рек Шексны и Сухоны в Вологодской области. Система носит статус памятника инженерной мысли, воплотившего в жизнь идею соединения бассейнов рек Северной Двины и Волги.
Ее участок, расположенный в пределах парка, является не только интересным объектом показа и перспективным туристическим маршрутом. Он может многое рассказать об истории развития инженерно-строительного мастерства в государстве Российском.
Будучи судоходным, ранее этот водный путь включал 13 шлюзов, сначала поднимавших суда на Волжском склоне на 11,4 м, а затем опускавших их на Двинском на 13,5 м. Некоторые из них впоследствии были удалены в связи с тем, что отпала необходимость в их эксплуатации. Сейчас в систему входят 7 шлюзов и 5 искусственно проложенных каналов. Первоначально шлюзовые ворота были деревянными и приводились в движение вручную, а сейчас они изготовлены из металла и механизированы.
Один из каналов — Северо-Двинский – имеет протяженность 127 км, ширину от 26 до 30 м и глубину до 1,8 м. Он начинается у деревни Топорня на реке Шексна и достигает поселка Знаменское в истоках реки Сухона, соединяя их обе. До 30-х годов прошлого столетия канал был единственным водным путем, который соединял Волгу с Белым морем. Северо-Двинский канал включает следующие водные объекты с инженерными сооружениями (6 шлюзами и 8 плотинами):
- каналы: Топорнинский с Топорнинскими заградительными воротами и шлюзами № 2 и № 3, Кузьминский, 1-й и 2-й Вазеринские, Кишемский с Кишемскими заградительными воротами;
- озера: Сиверское, Покровское, Зауломское с Зауломской плотиной, Пигасово, Кишемское, Благовещенское, Кубенское с плотиной «Знаменитая» и шлюзом № 7;
- реки: Иткла со шлюзом № 4, Порозовица со шлюзами № 5 и № 6, Поздышка.
Перепады уровней в камерах шлюзов варьируется от 1 до 4 м. На Топорнинском канале первоначально было оборудовано три шлюза, впоследствии первый из них был затоплен. Однако нумерация шлюзов осталась прежней, начинаясь со второго номера.
Идеей устройства в этой местности водного пути, связывающего Петербург с Архангельском, был увлечен еще Петр I. Лучшего места было не найти – еще в X-XI веках здесь функционировал знаменитый Славянский волок. Но реализовываться эта идея начала только в XIX веке, о чем свидетельствует следующая хронология:
- 1823 г. – проведение в районе Кириллова изысканий для поиска наилучшего варианта;
- 1824 г. — выполнение проектных работ;
- 1825 г. — начало строительства;
- 1828 г. — открытие канала для судоходства.
Канал был назван в честь герцога фон Вюртембергского, который управлял в 1822-1833 г. г. путями сообщения Российской империи и был ответственным за его строительство. В советское время водный объект был переименован.
Северо-Двинский водный путь имел большое значение для Российской Империи в качестве транзитного грузового маршрута. Он неоднократно углублялся, реконструировался, достраивался, в том числе и в годы Советской власти. По берегам водных объектов находились судоремонтные, бакенные мастерские, пароходства, которые давали многим местным жителям работу по обслуживанию водного пути и гидросооружений.
Но после строительства Беломорканала роль системы стала уменьшаться, переведя акцент на преимущественно пассажирские перевозки. Их осуществляло Сухонское пароходство вплоть до середины 70-х годов. После строительства здесь асфальтированной дороги Вологда-Повенец с отворотом в сторону Кириллова, рейсы пассажирских пароходов признали нерентабельными.
В настоящее время здесь имеются незначительное судоходное движение с грузами леса и пассажирские маршруты туристического назначения.
«По территории национального природного парка «Русский Север» пролегает наиболее примечательная часть знаменитой Северо-Двинской водной системы» — так позиционирует Северодвинскую водную систему национальный парк «Русский Север».
Я бы сказал чуть иначе. По берегам Северо-Двинской системы располагаются вновь образовавшиеся территории национального парка. Кто кого здесь «украшает» — вопрос довольно спорый, учитывая, что водная система появилась на «свет» еще в 1825 году.
Сейчас отношение местного населения к этому новообразованию довольно таки неоднозначное. В период организации национального парка одним из основных критериев его образования являлось то, что национальный парк образуется для блага и во благо местного (на территории проживающего) населения. В итоге сельское население реально испытывает затруднения, и значительные в части выписки дров для отопления строений. Это на селе значимое явление. Проблема ежегодная и не решаема парком в течении всех лет его существования. Если заявителю лесоматериал и выписывается, то происходят финансовые странности. Мне нужны дрова, но мне выписывают и дрова и… деловую древесину. Насильно! Авторитет хозяйственной деятельности парка упал в глазах населения. Появился термит, «местное население — живет в резервации». Грустная аналогия с индейцами в Северной Америке.