Севeро-Двинская водная системa

По территории национального природного парка «Русский Север» пролегает наиболее примечательная часть знаменитой Северо-Двинской водной системы, пересекая междуречье рек Шексны и Сухоны в Вологодской области. Система носит статус памятника инженерной мысли, воплотившего в жизнь идею соединения бассейнов рек Северной Двины и Волги.




Теплоход плывет по Северо-Двинской системе

Теплоход плывет по Северо-Двинской системе

Ее участок, расположенный в пределах парка, является не только интересным объектом показа и перспективным туристическим маршрутом. Он может многое рассказать об истории развития инженерно-строительного мастерства в государстве Российском.

Северо-Двинская водная система. Вид с теплохода на берег

Северо-Двинская водная система. Вид с теплохода на берег

Будучи судоходным, ранее этот водный путь включал 13 шлюзов, сначала поднимавших суда на Волжском склоне на 11,4 м, а затем опускавших их на Двинском на 13,5 м. Некоторые из них впоследствии были удалены в связи с тем, что отпала необходимость в их эксплуатации. Сейчас в систему входят 7 шлюзов и 5 искусственно проложенных каналов. Первоначально шлюзовые ворота были деревянными и приводились в движение вручную, а сейчас они изготовлены из металла и механизированы.




Шлюз Северо-Двинской водной системы

Шлюз Северо-Двинской водной системы

Один из каналов — Северо-Двинский – имеет протяженность 127 км, ширину от 26 до 30 м и глубину до 1,8 м. Он начинается у деревни Топорня на реке Шексна и достигает поселка Знаменское в истоках реки Сухона, соединяя их обе. До 30-х годов прошлого столетия канал был единственным водным путем, который соединял Волгу с Белым морем. Северо-Двинский канал включает следующие водные объекты с инженерными сооружениями (6 шлюзами и 8 плотинами):

  • каналы: Топорнинский с Топорнинскими заградительными воротами и шлюзами № 2 и № 3, Кузьминский, 1-й и 2-й Вазеринские, Кишемский с Кишемскими заградительными воротами;
  • озера: Сиверское, Покровское, Зауломское с Зауломской плотиной, Пигасово, Кишемское, Благовещенское, Кубенское с плотиной «Знаменитая» и шлюзом № 7;
  • реки: Иткла со шлюзом № 4, Порозовица со шлюзами № 5 и № 6, Поздышка.

Перепады уровней в камерах шлюзов варьируется от 1 до 4 м. На Топорнинском канале первоначально было оборудовано три шлюза, впоследствии первый из них был затоплен. Однако нумерация шлюзов осталась прежней, начинаясь со второго номера.

Вход в Сиверское озеро

Вход в Сиверское озеро

Идеей устройства в этой местности водного пути, связывающего Петербург с Архангельском, был увлечен еще Петр I. Лучшего места было не найти – еще в X-XI веках здесь функционировал знаменитый Славянский волок. Но реализовываться эта идея начала только в XIX веке, о чем свидетельствует следующая хронология:




  • 1823 г. – проведение в районе Кириллова изысканий для поиска наилучшего варианта;
  • 1824 г. — выполнение проектных работ;
  • 1825 г. — начало строительства;
  • 1828 г. — открытие канала для судоходства.

Канал был назван в честь герцога фон Вюртембергского, который управлял в 1822-1833 г. г. путями сообщения Российской империи и был ответственным за его строительство. В советское время водный объект был переименован.

Герцог Вюртембергский

Герцог Александр Вюртембергский
Главноуправляющий путями сообщения в 1822-1833 годах

Северо-Двинский водный путь имел большое значение для Российской Империи в качестве транзитного грузового маршрута. Он неоднократно углублялся, реконструировался, достраивался, в том числе и в годы Советской власти. По берегам водных объектов находились судоремонтные, бакенные мастерские, пароходства, которые давали многим местным жителям работу по обслуживанию водного пути и гидросооружений.

Водня система имени герцога Александра Фридриха Карла фон Вюртембергского (Виртембергского) Щелкните по изображению для увеличения

Водная система имени герцога Александра Фридриха Карла фон Вюртембергского (Виртембергского)
Щелкните по изображению для увеличения

Но после строительства Беломорканала роль системы стала уменьшаться, переведя акцент на преимущественно пассажирские перевозки. Их осуществляло Сухонское пароходство вплоть до середины 70-х годов. После строительства здесь асфальтированной дороги Вологда-Повенец с отворотом в сторону Кириллова, рейсы пассажирских пароходов признали нерентабельными.

Баржа

Баржа

В настоящее время здесь имеются незначительное судоходное движение с грузами леса и пассажирские маршруты туристического назначения.


  1. Николай

    «По территории национального природного парка «Русский Север» пролегает наиболее примечательная часть знаменитой Северо-Двинской водной системы» — так позиционирует Северодвинскую водную систему национальный парк «Русский Север».

    Я бы сказал чуть иначе. По берегам Северо-Двинской системы располагаются вновь образовавшиеся территории национального парка. Кто кого здесь «украшает» — вопрос довольно спорый, учитывая, что водная система появилась на «свет» еще в 1825 году.

    Сейчас отношение местного населения к этому новообразованию довольно таки неоднозначное. В период организации национального парка одним из основных критериев его образования являлось то, что национальный парк образуется для блага и во благо местного (на территории проживающего) населения. В итоге сельское население реально испытывает затруднения, и значительные в части выписки дров для отопления строений. Это на селе значимое явление. Проблема ежегодная и не решаема парком в течении всех лет его существования. Если заявителю лесоматериал и выписывается, то происходят финансовые странности. Мне нужны дрова, но мне выписывают и дрова и… деловую древесину. Насильно! Авторитет хозяйственной деятельности парка упал в глазах населения. Появился термит, «местное население — живет в резервации». Грустная аналогия с индейцами в Северной Америке.

Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.