Фрески Дионисия — гениальный взгляд на русскую духовность
Творения величайшего иконописца XVI в. Дионисия выделяются среди немногих уцелевших культурологических ценностей Древней Руси. Они поражают своей полной сохранностью, тональным богатством и сиянием цветовых сочетаний, мягкостью и приглушенностью цветовых переходов, ритмичным построением сцен, гениальным воспроизведением движений фигур, уникальной передачей известных сюжетов.
Иконография работ Дионисия включает стенопись и иконы, которые являются подлинными шедеврами последнего величайшего представителя Золотого Века русской иконописи. В этой статье вы найдете топ-7 наиболее значимых из них.
1. Роспись собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре
Художник с сыновьями выполняли ее 34 дня, о чем имеется надпись над аркой Северного входа храма. Площадь стен, занятых фресками, составила 600 кв. м. Они никогда не реставрировались и сохранились в своем первозданном виде lj lj до нашего времени. Фрески украшают интерьер и фасад собора, объединяясь в одну тему – прославления величия и милосердия Матери Божией. У входа изображается основной сюжет «Рождество Богородицы», который имеет свое продолжение внутри строения.
2. «Богоматерь Одигитрия (Путеводительница)»
Икона изображает строгую и царственную Богоматерь с младенцем. Она не умиляется своим ребенком, а являет Его миру. Жест руки Богоматери, направленный в сторону Сына, можно трактовать как молитвенное обращение к Нему. Художник передал величину дистанции между зрителями и Спасителем, наталкивая на мысль об обращении к Господу через посредницу — святую Матерь Божию.
3. «Распятие»
Основным смыслом иконы, хранящейся в Третьяковской галерее, является чудесное превращение смерти Христа в бессмертие, его унижений и страданий — в величие и славу. Выстроенная композиция вызывает ощущение движения вверх по вертикали: от преисподней через земной мир человека к небесам.
4. «Сошествие во ад»
В иконе переплетены 2 сюжета — сошествия в ад и Воскресения, которые подробно развиваются в виде множества образов и надписей. С одной стороны присутствуют символы мученичества и скорби, радости и победы одновременно. С другой стороны противостоят демоны человеческих пороков. Общая тема творения — празднование победы жизни над смертью, света над тьмой.
5. «Спас в силах»
Икона имеет композиционное сходство с одноименным творением А. Рублева. Оба произведения экспонируются в одном зале Третьяковской галереи. Опираясь своим сюжетом на Откровение Иоанна Богослова, икона Дионисия является настоящим богословским трактатом в цвете. Будучи центральной частью иконостаса, она насыщена глубоким символизмом, сочетающим в себе множество образов и деталей. Человек аллегорически изображается ангелом, 4 евангелиста представляются в образах животных. А единство разных миров (земного, небесного, невидимого) выражено в сочетании разноцветных геометрических фигур.
6. «Святой митрополит Петр», «Святой митрополит Алексий» (парная икона)
Дионисий впервые соединил в одной иконе тему жития двух митрополитов — Петра и Алексия, хотя их биографии и хронология жизни не были связаны между собой. Объединенные единой канвой, сюжеты из их житий перекликаются, заставляя зрителей задумываться и сопоставлять. Художник избегает изображения резких светотеней и ограничивается тонким соотношением цвета. Эти приемы помогают ему передать преемственность духовной власти.
7. «Уверение Фомы»
Сюжет иконы позаимствован из Нового Завета. Один из апостолов отсутствовал в момент Воскресения Христа. От желающего удостовериться в Его явлении Фомы Христос потребовал прикосновения к своим ранам. В ответ Фома выразил свою приверженность вере, протянув руку, чтобы прикоснуться к чуду.
Пока никто не оставил комментарий, сделайте это первым!