Фрески Дионисия — гениальный взгляд на русскую духовность

Творения величайшего иконописца XVI в. Дионисия выделяются среди немногих уцелевших культурологических ценностей Древней Руси. Они поражают своей полной сохранностью, тональным богатством и сиянием цветовых сочетаний, мягкостью и приглушенностью цветовых переходов, ритмичным построением сцен, гениальным воспроизведением движений фигур, уникальной передачей известных сюжетов.




Иконография работ Дионисия включает стенопись и иконы, которые являются подлинными шедеврами последнего величайшего представителя Золотого Века русской иконописи. В этой статье вы найдете топ-7 наиболее значимых из них.

1. Роспись собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре

Ферапонтов монастырь, фреска Дионисия

Фрески Ферапонтова монастыря

Художник с сыновьями выполняли ее 34 дня, о чем имеется надпись над аркой Северного входа храма. Площадь стен, занятых фресками, составила 600 кв. м. Они никогда не реставрировались и сохранились в своем первозданном виде lj lj до нашего времени. Фрески украшают интерьер и фасад собора, объединяясь в одну тему – прославления величия и милосердия Матери Божией. У входа изображается основной сюжет «Рождество Богородицы», который имеет свое продолжение внутри строения.

2. «Богоматерь Одигитрия (Путеводительница)»

Икона «Богоматерь Одигитрия», Дионисий

«Богоматерь Одигитрия», Дионисий

Икона изображает строгую и царственную Богоматерь с младенцем. Она не умиляется своим ребенком, а являет Его миру. Жест руки Богоматери, направленный в сторону Сына, можно трактовать как молитвенное обращение к Нему. Художник передал величину дистанции между зрителями и Спасителем, наталкивая на мысль об обращении к Господу через посредницу — святую Матерь Божию.




3. «Распятие»

Основным смыслом иконы, хранящейся в Третьяковской галерее, является чудесное превращение смерти Христа в бессмертие, его унижений и страданий — в величие и славу. Выстроенная композиция вызывает ощущение движения вверх по вертикали: от преисподней через земной мир человека к небесам.

4. «Сошествие во ад»

В иконе переплетены 2 сюжета — сошествия в ад и Воскресения, которые подробно развиваются в виде множества образов и надписей. С одной стороны присутствуют символы мученичества и скорби, радости и победы одновременно. С другой стороны противостоят демоны человеческих пороков. Общая тема творения — празднование победы жизни над смертью, света над тьмой.

5. «Спас в силах»

Икона "Спас в силах", Дионисий

«Спас в силах», Дионисий

Икона имеет композиционное сходство с одноименным творением А. Рублева. Оба произведения экспонируются в одном зале Третьяковской галереи. Опираясь своим сюжетом на Откровение Иоанна Богослова, икона Дионисия является настоящим богословским трактатом в цвете. Будучи центральной частью иконостаса, она насыщена глубоким символизмом, сочетающим в себе множество образов и деталей. Человек аллегорически изображается ангелом, 4 евангелиста представляются в образах животных. А единство разных миров (земного, небесного, невидимого) выражено в сочетании разноцветных геометрических фигур.




6. «Святой митрополит Петр», «Святой митрополит Алексий» (парная икона)

Дионисий впервые соединил в одной иконе тему жития двух митрополитов — Петра и Алексия, хотя их биографии и хронология жизни не были связаны между собой. Объединенные единой канвой, сюжеты из их житий перекликаются, заставляя зрителей задумываться и сопоставлять. Художник избегает изображения резких светотеней и ограничивается тонким соотношением цвета. Эти приемы помогают ему передать преемственность духовной власти.

7. «Уверение Фомы»

Сюжет иконы позаимствован из Нового Завета. Один из апостолов отсутствовал в момент Воскресения Христа. От желающего удостовериться в Его явлении Фомы Христос потребовал прикосновения к своим ранам. В ответ Фома выразил свою приверженность вере, протянув руку, чтобы прикоснуться к чуду.


Пока никто не оставил комментарий, сделайте это первым!

Отправляя комментарий, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.