Волго-Балтийский водный путь
Волго-Балтийским водным путем названа грандиозная транспортная система водных трасс, протянувшаяся на 1100 км в северо-западной части России и соединившая между собой Балтийское море и р. Волгу. Он является сложным звеном единой глубоководной системы сообщения всей европейской части Российской Федерации, которая объединяет транспортные водные пути, выходящие к Белому, Балтийскому, Черному, Каспийскому, Азовскому морям.

Волго-Балтийский водный путь
Волго-Балтийский водный путь (ВБВП) проходит через:
- Рыбинское водохранилище;
- озера: Белое, Онежское, Ладожское;
- реки: Шексна, Ковжа, Вытегра, Нева, Свирь;
- каналы: Мариинский, Онежский, Волго-Балтийский (Волго-Балт).

Разводной понтонный автомобильный мост через Волго-Балтийский канал в селе Анненский мост
ВБВП имеет минимальную ширину 50-70м при глубине 4 м и позволяет прохождение судов, грузоподъемность которых достигает 5000 тонн. Большинство из них являются самоходными грузовыми судами, перевозящими грузы без перевалки. Важнейшими грузами, транспортируемыми этим водным путем, являются:
- железорудный концентрат – через Кандалакшу с Кольского полуострова до Череповецкого меткомбината;
- череповецкие черные металлы, донбасский и кузбасский уголь, калийные соли из Соликамска, серный колчедан с Урала – для обеспечения северо-западных районов и на экспорт;
- хибинские апатиты и апатитовый концентрат, карельские граниты и диабаз, зерновые — в разные районы страны;
- лес, пиломатериалы из Вологодской, Архангельской – в Санкт-Петербург, южные регионы страны и на экспорт;
- баскунчакская соль – в Мурманск;
- нефть и продукты ее переработки – в северо-западные регионы, Прибалтику, на экспорт;
- грузы импортного производства – из Санкт-Петербурга в разные регионы России.
Пассажирские маршруты соединяют Санкт-Петербург с Москвой, Ростовом-на-Дону, Пермью, Астраханью, а большинство речных круизов до «северной столицы» также проходят по этому пути.

Волго-Балтийский канал
Переправа Анненский мост
История водного пути своими корнями уходит в создание Мариинской водной системы, сооруженной еще в XIX веке. После ее капитальной реконструкции в 60-х годах прошлого столетия она была названа Волго-Балтийским водным путем.

Волго-Балтийский канал, шлюз №1
С XVIII века для России выход к Балтийскому морю являлся стратегической целью. Этому способствовало и возрастание значения новой столицы — Петербурга, которое требовало установления удобного транспортного сообщения, в том числе и водного, со всеми внутренними регионами государства.
Для решения этих задач были созданы и открыты водные системы:
- в 1709 г. – Вышневолоцкая;
- в 1811 г. – Тихвинская;
- в 1810 г. – Мариинская.
Последняя система, начинаясь около Рыбинска, проходила далее по рекам, озерам, искусственному Мариинскому каналу. В нее входили и обводные каналы, созданные для обеспечения безопасности плавания небольших судов, курсирующих по Ладожскому, Белому, Онежскому озерам:
- Онежский;
- Новоладожский;
- Белозерский.

Волго-Балтийский водный путь (ранее — Мариинская водная система)
Экономическое значение Мариинской системы для того времени трудно переоценить. На тот момент это было выдающееся гидротехническое сооружение, однако и оно вскоре перестало удовлетворять возрастающие транспортные потребности страны, что и повлекло необходимость поиска новых современных решений.

Карта Волго-Балтийского канала от Белого озера до Рыбинского водохранилища
27 октября 1964 г. — подписание правительственной комиссией акта о приёмке его в эксплуатацию. 11 декабря указом Президиума Верховного Совета СССР Волго-Балтийскому водному пути присвоено имя В. И. Ленина.